Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 9 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 9 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 9 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР <0 СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УСЛОВНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ С ЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ОСУЖДЕННОГО К ТРУДУ9 24 ноября 1978 г.

Изменениями, внесенными постановлениями Пленума № 7 от 26 апреля 1984 г. и №5 от 16 января 1986 г.)

/ Обсудив материалы обобщения, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, ^ судебной практике по применению законодательства об условном освобож-из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к имеются существенные недостатки и упущения. Отдельные суды, рассматривая представления об условном освобождении в е ст. 442 Основ Уголовного законодательства Союза ССР и союзных гак, не обеспечивают всестороннее, полное и объективное исследование X о трудоспособности осужденного, прошлых его судимостях и основаниях ✓ждения от наказания по предыдущим приговорам, о применении и пре-ши принудительного лечения от хронического алкоголизма или наркомане предъявляют должной требовательности к качеству представляемых 1алов, в которых иногда отсутствуют подробные сведения о личности

Обсуждая вопрос о возможности дальнейшего исправления и перевоспита-Ца без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора, Иногда учитывают только данные о поведении осужденного, его отношении ду и обучению за период, непосредственно предшествующий внесению Давления об условном освобождении, а не совокупность сведений о лично-денного и данных, характеризующих его за все время пребывания в тьно-трудовом учреждении, меются случаи рассмотрения в одном судебном заседании большого числа 1ений об условном освобождении. Следствием поверхностного подхода ых судов к рассмотрению материалов являются неединичные факты освобождения лиц, не вставших на путь исправления, ребования закона не всегда соблюдаются судами и при направлении освобожденных для отбывания лишения свободы, назначенного приго-Отдельные суды не выясняют с достаточной полнотой обстоятельства ия осужденного от работы и допущенных им нарушений трудовой 1ны, общественного порядка и установленных правил проживания, не г, применялись ли к лицу в период обязательного срока работы меры гаарного, административного взыскания или общественного воздейст-^акже предусмотренные законом дополнительные ограничения. Суды не во 1аях правильно решают вопрос о зачете времени работы на предприятии

Исключена из УК РСФСР Законом РФ от 18 февраля 1993 г. - Ведомости Российской " И, 1993, № 10, ст. 360. - Сост.(стройке) в срок отбывания наказания, иногда неверно определяют вид исправительно-трудовой колонии, в которую подлежит направлению условно освобожденный.

Определения об условном освобождении и о направлении условно освобожденных в места лишения свободы не всегда содержат подробное обоснование выводов, к которым пришел суд в результате рассмотрения соответствующего представления. В протоколах судебного заседания иногда неполно отражаются действия суда по исследованию материалов и личного дела осужденного, содержание его объяснений и заключений прокурора.

В целях устранения отмеченных недостатков и правильного применения законодательства Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1.    Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения требований закона, устанавливающего основания и порядок условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, имея в виду, что условное освобождение является важным средством приобщения осужденных к честной трудовой жизни.

При применении ст. 442 Основ судам надлежит обеспечивать индивидуальный подход к каждому осужденному, всестороннее, полное, объективное исследование содержащихся в представленных материалах данных с тем, чтобы принимаемые решения являлись законными и обоснованными, способствовали достижению цели исправления и перевоспитания лиц, отбывающих наказание, и предупреждению совершения ими новых преступлений.

2.    Судам необходимо тщательно выяснять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения вопроса о применении или неприменении условного освобождения с обязательным привлечением к труду, а именно: не исключается ли возможность освобождения ввиду несовершеннолетия осужденного или его нетрудоспособности либо в связи с наличием ограничений, установленных ч.4 ст. 442 Основ; отбыл ли осужденный требуемую законом часть назначенного срока лишения свободы; имеются ли достаточные данные, свидетельствующие о возможности дальнейшего исправления и перевоспитания лица без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора.

3.    Учитывая, что условное освобождение с обязательным привлечением к труду может быть применено только к трудоспособным лицам, не подлежат освобождению из мест лишения свободы в порядке ст. 442 Основ осужденные, признанные в установленном порядке инвалидами первой, второй и третьей групп, беременные женщины, а также женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины - свыше 60 лет.

4.    В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено определением (постановлением) суда либо актом амнистии или помилования, суд при применении условного освобождения с обязательным привлечением к труду должен исчислять фактически отбытую часть лишения свободы, исходя из окончательно установленного срока.

5.    Признан утратившим силу постановлением Пленума Ns 5 от 16 января 1986 г.
6. По смыслу закона условное освобождение с обязательным привлечением к может быть применено к лицу, в отношении которого принудительное <е от алкоголизма или наркомании прекращено судом. Отбывающие наказание в виде лишения свободы алкоголики и наркоманы, :ым принудительное лечение не назначалось в связи с наличием медицинских показаний, условному освобождению с обязательным привлечением к ' не подлежат.

Прошедшими полный курс лечения венерического заболевания следует лиц, получивших лечение по утвержденной органами здравоохранения се и снятых с учета по истечении периода контрольного наблюдения. Ш Обсуждая вопрос о возможности дальнейшего исправления и перевоспитана без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним судам надлежит всесторонне учитывать как данные о его поведении, 1ии к труду и обучению, участии в политико-воспитательных мероприяти-все время нахождения в местах лишения свободы, так и иные сведения о осужденного (основания освобождения от наказания по ранее вынесен-приговорам, продолжительность времени, прошедшего с момента освобож-от наказания за предыдущие преступления до совершения нового преступ-и т. п.)..

особой осторожностью необходимо подходить к решению вопроса о гении ч. 1 ст. 442 Основ в отношении лиц: неоднократно судимых к :ию свободы, совершивших тяжкие преступления, не занимавшихся до :ия общественно полезным трудом, а также ранее освобождавшихся с обязательным привлечением к труду либо осуждавшихся с гнием ст. 232 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных с, но затем по определению суда направленные для отбывания лишения

ри этом лица, направленные в исправительно-трудовые учреждения из 5язательного привлечения к труду, должны отбыть часть срока лишения , достаточную для вывода о возможности в дальнейшем их исправления и штания без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ними (вред, постановления Пленумам 7от 26 апреля 1984г.). Судам следует иметь в виду, что ст. 442 Основ не предусматривает юсти освобождения от дополнительного наказания, назначенного приго-

случае условного освобождения с обязательным привлечением к труду эрому приговором назначено дополнительное наказание в виде лишения Занимать определенные должности или заниматься определенной деятель-срок дополнительного наказания следует исчислять со дня вынесения :ия об условном освобождении. Если условно освобожденный направля-отбывания лишения свободы, назначенного приговором, течение этого Приостанавливается со дня вынесения определения суда о направлении в 1ения свободы.

^Представления об условном освобождении с обязательным привлечением ого к труду рассматриваются в порядке, предусмотренном законода-тельством для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора (ст. 369 УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК других союзных республик).

Суды не должны назначать к рассмотрению материалы, не отвечающие требованиям закона, в частности не содержащие данных, характеризующих поведение осужденного, его отношение к труду и обучению за все время отбывания наказания, сведений о судимостях, об отбытии установленной законом части срока наказания по последнему приговору, а также о трудоспособности, прекращении принудительного лечения от алкоголизма или наркомании и т. п.

Если в поступившем материале и в личном деле осужденного не имеется достаточных данных и в ходе судебного заседания восполнить их невозможно или отсутствует выписка из решения наблюдательной комиссии, судья обязан возвратить материал для соответствующего оформления, а если это обнаружилось в судебном заседании, то суд должен вынести соответствующее определение с указанием оснований, по которым материал возвращен.

10.    Определение об условном освобождении с обязательным привлечением к труду либо об отказе в нем, помимо других данных, должно содержать подробные сведения о личности осужденного, в том числе о судимостях с указанием оснований освобождения от наказания по предыдущим приговорам, а также мотивы и основания, руководствуясь которыми суд применил условное освобождение либо отказал в нем.

В резолютивной части определения об условном освобождении надлежит указывать, что осужденный освобождается из мест лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду на неотбытый срок, длительность неотбытого срока и что по прибытии к месту работы лицо подлежит освобождению из-под стражи.

11.    После оглашения определения об условном освобождении председательствующий в судебном заседании обязан разъяснить осужденному существо принятого решения и последствия уклонения от работы, систематических или злостных нарушений трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных правил проживания, о чем делается запись в протоколе судебного заседания.

12.    В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством союзных республик основанием для рассмотрения вопроса о направлении условно освобожденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, является представление органа, ведающего исполнением наказания, либо совместное представление этого органа и наблюдательной комиссии, которое вносится в суд по месту работы лица, а в случаях самостоятельного выезда условно освобожденного - представление органа внутренних дел, направляемое в суд по месту задержания.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 7 ст. 392 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик условно освобожденный, самовольно выехавший за пределы административного района по месту работы или не возвратившийся в установленный срок из отпуск8 или командировки на предприятие (стройку), может быть направлен судом месту задержания в исправительно-трудовую колонию, если будет установлено-он имел цель уклониться от работы. При отсутствии указанных данных суд отказать в удовлетворении представления и обязать орган внутренних дел шть условно освобожденного к месту работы (в ред. постановления чума Na 5 от 16 января 1986 г.).

13.    Рассматривая представления о направлении условно освобожденных для }ания лишения свободы, назначенного приговором, суды должны тщательно

все обстоятельства, связанные с уклонением этих лиц от работы либо с лением ими трудовой дисциплины, общественного порядка или установлен-правил проживания. Направление в места лишения свободы может иметь в случаях, когда указанные нарушения носят злостный или систем атиче-характер, а принятые к лицу меры дисциплинарного, административного сания или общественного воздействия либо установленные для него допол->ные ограничения не дали положительного результата.

14.    По смыслу ч. 5 ст. 442 Основ время, в течение которого условно >жденный фактически работал на предприятии (стройке), подлежит зачету в отбывания наказания частично или полностью с учетом его отношения к I, а время уклонения от работы в этот срок не засчитывается.

Время, в течение которого условно освобожденный содержался под стражей ш с направлением к месту работы, а также задержанием в порядке ч. 6 >2 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных

с, во всех случаях должно включаться в срок отбывания наказания. |: 15. Описательная часть определения о направлении условно освобожденного [отбывания лишения свободы, назначенного приговором, должна содержать ie, на основании которых суд пришел к выводу об уклонении лица от либо признал систематическими или злостными допущенные им гения трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных проживания, а также указание о времени, засчитанном в срок отбывания 1ния, и мотивов, которыми руководствовался суд при решения вопроса о

[• В резолютивной части определения необходимо указывать срок, подлежа-отбыванию в местах лишения свободы, и начало его исчисления, вид штельно-трудовой колонии и решение о заключении лица под стражу. При осужденный подлежит направлению в колонию того вида, из которой он ювно освобожден, а в случае, когда лицо по достижении совершеннолетия освобождено условно из воспитательно-трудовой колонии, надлежит эдствоваться правилами частей 4 и 5 ст. 23 Основ уголовного законодатель-эюза ССР и союзных республик. |6. При направлении условно освобожденного в места лишения свободы по шям, указанным в части 5 ст. 442 Основ, суд вправе при наличии соответ-Мцего медицинского заключения применить к такому лицу принудительное le от алкоголизма или наркомании. |17. В соответствии с частью 6 ст. 442 Основ при совершении условно >жденным в течение обязательного срока работы нового преступления, суд (азанию, назначенному за новое преступление, полностью или частично шяет неотбытую часть обязательного срока работы. Отбытой частью в этих случаях следует считать время, которое условно освобожденный находился под стражей в связи с направлением к месту работы, а также время, в течение которого он фактически работал на предприятии (стройке).

В случае, когда условно освобожденный в период обязательного срока работы отбывал дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, к основному наказанию, назначенному по совокупности приговоров, полностью или частично присоединяется неотбытая на момент вынесения нового приговора часть этого дополнительного наказания (в ред. постановления Пленума Ns 7 от 26 апреля 1984 г.).

18.    Решая вопрос о досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания либо о направлении для отбывания лишения свободы условно освобожденного, получившего инвалидность первой или второй группы по причинам, не связанным с его производственной деятельностью, суд должен учитывать тяжесть совершенного преступления, конкретные обстоятельства получения инвалидности, личность осужденного, его поведение и отношение к труду в период обязательного срока работы, а также время, оставшееся до истечения этого срока.

19.    Судам, при наличии к тому оснований, необходимо ставить перед органами, ведающими исполнением наказания, и руководителями предприятий (строек) по месту работы условно освобожденных вопрос об устранении причин и условий, способствовавших уклонению указанных лиц от работы, совершению ими нарушений трудовой дисциплины, общественного порядка и установленных правил проживания.

20.    Рекомендовать судам в целях усиления воспитательного воздействия рассматривать представления о направлении условно освобожденных для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, по месту работы или проживания условно освобожденных.

21.    Копия определения об условном освобождении с обязательным привлечением осужденного к труду подлежит направлению в суд, постановивший приговор, а копии определения о направлении условно освобожденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, - в суд, постановивший приговор, и суд, вынесший определение об условном освобождении в порядке ст. 442 Основ.

22.    Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов необходимо усилить надзор за точным исполнением закона при рассмотрении представлении об условном освобождении и о направлении условно освобожденных для отбывания лишения свободы и принимать своевременные меры к исправлению допускаемых ошибок.
 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017