Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЛАМЕНТИРУЮЩЕГО УЧАСТИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЛАМЕНТИРУЮЩЕГО УЧАСТИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЛАМЕНТИРУЮЩЕГО УЧАСТИЕ НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

еля 1987 г.

нениями, внесенными постановлением Пленума М 14 от 30 ноября 1990 г.)

соответствии с Конституцией СССР и Законом СССР «О статусе судей в народные заседатели являются независимыми и полноправными судьями, ное участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел служит важной й полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств су-дел и принятия по ним законных, обоснованных и справедливых решений, прав и законных интересов граждан и организаций, выявления и устране-ин, порождающих правонарушения и гражданско-правовые споры, спо-tyer расширению гласности, повышению авторитета суда и воспитательного ия судебных процессов.

~ако, как показало изучение судебной практики, некоторые народные неполностью используют свои права и недостаточно активно участ-исследовании доказательств. Судьи не всегда оказывают народным заседа-должную помощь в подготовке к рассмотрению гражданских и уголовных принимают мер к повышению их активности, иногда сами допускают на-законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в тении правосудия. Кассационные и надзорные инстанции не во всех своевременно вскрывают и устраняют ошибки судов первой инстанции в ш этого законодательства fв ред. постановления Пленума М> 14 от :я 1990 г.).

Верховного Суда СССР постановляет: Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения усталых Конституцией и законами СССР демократических принципов судо-"сгва - коллегиального, с участием народных заседателей, рассмотрения :их и уголовных дел в судах первой инстанции, равенства прав судей и заседателей, их независимости и подчинения только закону. )людение этих принципов является существенным нарушением процес-закона, влекущим отмену судебных решений. ?В соответствии со ст. 8 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР IX республик к участию в рассмотрении дел в судах могут привлекаться Те народные заседатели, которые избраны в установленном законом В состав данного суда, юмочия народных заседателей начинаются со дня выборов и заканчи-Цро истечении срока, на который они избраны, за исключением случаев, Зходимо закончить рассмотрение дела, начатого с их участием (ч. 6 на СССР «О статусе судей в СССР».
Народные заседатели могут быть досрочно лишены своих полномочий це иначе как по отзыву избравшего их органа либо избирателей или в силу состояв, шегося о них обвинительного приговора, вступившего в законную силу, а осво. бождены от исполнения своих обязанностей досрочно лишь по состоянию здор0. вья, препятствующему участию в судопроизводстве, а также по собственному желанию (ст. 17 Закона СССР «О статусе судей в СССР»). Изменение народным заседателем места работы (службы) или жительства, прекращение трудовой дея. тельности не влечет утраты полномочий и не препятствует его привлечению к осуществлению правосудия (в ред. постановления Пленума № 14 от 30 ноябри 1990 г.).

3.    Судам надлежит строго соблюдать установленный ст. 10 Закона СССР «о статусе судей в СССР» порядок призыва народных заседателей к исполнению своих обязанностей, который позволяет реализовать свои полномочия всем народным заседателям (вред. постановления Пленума ЛЬ 14 от 30 ноября 1990 г.).

4.    Под установленным ст. 10 Закона СССР «О статусе судей в СССР» двухнедельным сроком, на который народные заседатели призываются к исполнению обязанностей в суде, следует понимать время, в течение которого они изучают дело, подлежащее рассмотрению, и соответствующее законодательство, участвуют в распорядительных и судебных заседаниях.

В каждом календарном году народные заседатели мо1*ут призываться к исполнению своих обязанностей неоднократно, однако общий срок их участия в рассмотрении дел не должен превышать двух недель, за исключением случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение дела, начатого с их участием (в ред. постановления Пленума № 14 от 30 ноября 1990 г.).

5.    Председателям судов (судьям) надлежит заблаговременно ставить в известность народных заседателей и администрацию предприятий, учреждений и организаций о времени явки заседателей в суд для участия в рассмотрении судебных дел.

Получение народным заседателем вызова является основанием для его освобождения от работы на весь срок исполнения своих обязанностей в суде с сохранением за ним в соответствии с нормами законодательства о труде места работы (должности) и заработка.

Воспрепятствование явке народных заседателей в суд для осуществления правосудия является грубым нарушением законодательства. С учетом этого судам необходимо ставить вопрос об ответственности должностных лиц, препятствуй' щих народным заседателям исполнять свои обязанности.

6.    В целях обеспечения законного состава суда председательствующий обязан проверить полномочия народных заседателей, разъяснить им предусмотрен* ные ст.ст. 17-18, 23 ГПК РСФСР, ст.ст. 23, 59-62 УПК РСФСР J соответствующими статьями УПК и ГПК других союзных республик основания порядок отвода и самоотвода и по каждому подлежащему рассмотрению Де убедиться в отсутствии препятствий к их участию в судебном заседании.    %

По смыслу ст. 18 ГПК РСФСР, ст. 59 УПК РСФСР и соответствую^ статей ГПК и УПК других союзных республик народный заседатель не мо#
»ать участия в рассмотрении дела как в случае вынесения постановления 1ения) о признании его потерпевшим, гражданским истцом, гражданским сом или их законным представителем по делу, так и при наличии основа-1 такого признания, а также если он допрошен в качестве свидетеля по делу

1чески является таковым, зд упомянутыми в названных статьях родственными отношениями, исклю-1КИ участие народного заседателя в рассмотрении дела, следует понимать не «наличие близкого родства, но и родства более дальних степеней )дные братья, сестры и др.), а равно отношения свойства (родители и род-

супруга, отчим, мачеха и т. п.). «иным обстоятельствам», дающим основания считать, что народный засе-,лично, прямо или косвенно, заинтересован в деле, могут быть отнесены !ЯЯ зависимость, подотчетность или подконтрольность заседателя и лиц, 1ных в ст. 18 ГПК РСФСР, ст. 59 УПК РСФСР и соответствующих , ГПК и УПК других союзных республик, любые другие обстоятельства, *ие сомнение в его беспристрастности, ii В соответствии со ст. 154 Конституций СССР, ст. 8 Основ гражданского юдства, ст. 9 Основ уголовного судопроизводства народные заседатели равными с председательствующим правами в решении возникающих кВО всех стадиях производства по делу. Цтадии предания суду народные заседатели участвуют в решении вопроса о слушания дела в судебном заседании, рассмотрении ходатайств и ши вопросов, связанных с подготовкой к рассмотрению дела в судебном

ходе судебного заседания народные заседатели вправе и обязаны прини-шое участие в исследовании собранных по делу доказательств; при imocth ставить вопрос об истребовании новых доказательств, участвовать 1ии ходатайств и заявлений, решать совместно с председательствующим I возникающие по делу вопросы.

ж постановлении решения (приговора) народные заседатели обязаны при-непосредственное участие в обсуждении всех вопросов, указанных в ст. 194 Л ст. 303 УПК РСФСР и соответствующих статьях ГПК и УПК дру-fbix республик, и должны дать ответ на каждый из них. Решение по каж-13ТИХ вопросов принимается большинством голосов. В случае несогласия с йродный заседатель вправе письменно изложить особое мнение. ^Председательствующий обязан разъяснить народным заседателям принад-им права, обеспечить возможность их реализации, обратить внимание на 1й долг и обязанность активно использовать свои права в интересах юго разрешения дела. Целях полного осуществления прав и повышения активности народных в судебном разбирательстве надлежит обеспечивать им возможность гменного изучения материалов подлежащих рассмотрению дел,.соответ-го законодательства, а также руководящих разъяснений Пленума Вер-Суда СССР и пленумов Верховных судов союзных республик; в ходе заседания всемерно содействовать их активному участию в исследова-нии доказательств по делу, не допускать действий, стесняющих права и подрЬ|, вающих авторитет народных заседателей; во время обсуждения возникающих по делу вопросов и постановления судебных решений обеспечивать им полную сво-боду суждений и выражения своего мнения по делу, строго соблюдать требование закона о том, что председательствующий подает свой голос последним.

Осуществляя полномочия по руководству судебным заседанием, предусмотренные ст. 145 ГПК РСФСР, ст. 243 УПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК и УПК других союзных республик, председательствующий не вправе ограничивать действия народных заседателей по выяснению фактических обстоятельств дела, данных о личности подсудимого, потерпевшего, истца, ответчика и других участвующих в деле лиц, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, причин и условий, способствовавших правонарушению или воз-никновению гражданско-правового спора, и иных обстоятельств, необходимых для принятия решения по делу.

9.    Имея в виду, что право на особое мнение является важным процессуальным средством, гарантирующим народным заседателям независимость при осуществлении правосудия, председательствующий обязан разъяснить им, что, если кто-либо из них не согласен с судьей и другим народным заседателем, он должен заявить об этом в совещательной комнате. Народный заседатель, оставшийся в меньшинстве, обязан подписать принятое большинством судей решение, но вправе изложить в письменном виде особое мнение относительно этого решения, указав, с чем конкретно он не согласен. При этом он вправе предложить свое решение спорного вопроса.

При рассмотрении в кассационном порядке дела, по которому имеется особое мнение, суд в соответствии с требованиями ст. 294 ГПК РСФСР, 332 УПК РСФСР и соответствующих статей ГПК и УПК других союзных республик обязан проверить законность и обоснованность приговора (решения) с учетом доводов, приведенных в особом мнении, и о результатах рассмотрения известить народного заседателя.

Если дело, по которому имеется особое мнение, не было предметом рассмотрения суда кассационной инстанции, оно, по вступлении решения (приговора) в законную силу, подлежит направлению председателю вышестоящего суда для решения вопроса о наличии оснований к их опротестованию. Председатель суда должен уведомить народного заседателя о результатах проверки дела в связи с его особым мнением.

10.    Согласно закону (ст. 146 ГПК РСФСР, ст. 241 УПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК и УПК других союзных республик) каждое дело должно быть рассмотрено в одном и том же составе судей. Если кто-либо из народных заседа* телей лишен возможности продолжать участвовать в заседании, он заменяется другим заседателем, и разбирательство дела начинается сначала. Исключен^ допускается лишь в случае, предусмотренном ст. 242 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик, когда народный заседатель, выбывший из состава суда по причинам, лишающим его возможности участвовать в судебном заседании (болезнь, стечение тяжелых личных обстоятельств и т. П '> заменяется запасным народным заседателем.
II. Запасный народный заседатель может быть призван к исполнению обя-й в суде по любому уголовному делу, рассмотрение которого требует ного времени. Призыв запасного народного заседателя и сроки исполне-им своих обязанностей в суде должны соответствовать требованиям ст. 32

законодательства о судоустройстве. >При объявлении состава суда председательствующий должен сообщить об и в судебном Заседании запасного народного заседателя и разъяснить уча-ам процесса право заявить ему отвод.

Запасный народный заседатель должен присутствовать при производстве 'дебных действий с начала разбирательства дела, однако участия в исследо-доказательств по делу он не принимает, если законодательством союзной ;ки не предусмотрено иное. Р© смыслу ст. 261 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других 'X республик замена выбывшего народного заседателя запасным осуществив основании определения суда. У запасного народного заседателя, всту-на место выбывшего, должно быть выяснено ( кроме союзных республик, предусмотрено иное), не требует ли он возобновления всех или некоторых ых действий. Его мнение по этому вопросу должно быть отражено в прото-а требование о возобновлении судебных действий обязательно удовлетво-(Если необходимость замены народного заседателя запасным возникла после ия судебного следствия, оно должно быть возобновлено, [бывший народный заседатель не может быть вновь введен в состав суда. |2. В целях повышения активности народных заседателей в рассмотрении х дел и их ответственности за выполнение своего гражданского долга внимание судей на необходимость разъяснения впервые избранным на-заседателям целей и задач правосудия, его демократических принципов, исполнения заседателями своих обязанностей, требований, предъяв-к судьям.

дам, постановившим решение (приговор), определение, следует сообщать [M заседателям об отмене либо изменении судебных решений, постанов-сих участием.

омендовать судам информировать коллективы трудящихся и органы, !ие заседателей, об исполнении иМи своих обязанностей в суде, принимать |Йс1гивное участие в организации регулярных отчетов народных заседателей, вать эти отчеты для совершенствования судебной деятельности. Судебным коллегиям Верховного Суда СССР, Верховным судам союзных мных республик, краевым, областным, городским судам, судам автоном-астей и округов, военным трибуналам видов Вооруженных Сил, военных групп войск и флотов усилить надзор за строгим и неуклонным исполне-онодательства, регламентирующего участие народных заседателей в ении правосудия, своевременно принимать меры к устранению ошибок атков в применении указанного законодательства, регулярно вать практику его применения.
 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017